?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Земцы-Жарковский

Земцы-Жарковский или самый медленный поезд России


В конце апреля 2009 года, я и Всеволод собрались в небольшой пеший поход по изучению и фотодокументированию малодеятельной линии Земцы-Жарковский. До этого похода мне дважды приходилось бывать на станции Жарковский, первый раз при походе из Сошно в Жарковский с членами КТП летом 2004 года, второй раз осенью 2008 года совместно с Мариной, при обкатке поезда и поиске геокешерского тайника посвященного самому медленному поезду в России.



IMG_7790 (700x525, 140Kb)

Станция Земцы; Пригородный поезд Жарковский-Земцы



Малодеятельные линии манят меня своей простотой и неспешностью, деревянными шпалами, легкими типами рельсов, временными искусственными сооружениями, только на них можно наслаждаться и любоваться железной дорогой. Но эта линия стала самой-самой из всех малодеятельных по разным причинам:
-во первых, линия Земцы-Жарковский строилась как участок магистральной железной дороги Соблаго-Земцы-Смоленск, которая не была построена по разным причинам, а меня всегда манили просеки и насыпи (показанные на картах) как недостроенных так и разобранных железных дорог;
-во вторых, по этой линии ходит самый медленный поезд в России, который преодолевает расстояние в 47 километров за 3 часа и 20 минут;
-в третьих, на этой очень много временных сооружений, это обуславливается прохождением железной дороги через территорию боевых действий во время второй мировой войны;
-в четвертых, на линии используются различные типы лёгких рельсов, в том числе и американских, которые поставлялись по ленд-лизу, во время Великой Отечественной войны, совместно с паровозами, прожекторными светофорами и прочим железнодорожным имуществом. В этом походе я собрал небольшую коллекцию фотографии разных типов рельсов с этой дороги и вынес их в отдельный пост;
-в пятых из-за своей тупиковой сути, эта линия возможно является и самой малодеятельной в России, по которой два раза в неделю, по средам и воскресеньям, курсирует пригородный поезд Земцы-Жарковский. Ранее этот поезд являлся грузопассажирским, ещё осенью 2008 года, с единственным пассажирским вагоном шло несколько грузовых.
Описание этой железнодорожной линии на сайте Сергея Болашенко.


IMG_7796 (700x525, 196Kb)

Станция Земцы



Ранним субботним утром мы вышли на перрон станции Земцы, из пассажирского поезда Москва-Великие Луки. После жаркого и растопленного вагона на улице казалось очень холодно, но холодно не просто казалось, было реально холодно, а на деревянных шпалах лежал иней. Поэтому мы быстро прошмыгнули в теплое здание вокзала, решили немного посидеть и дождаться когда солнце поднимется над горизонтом и позволит фотографировать с нормальной выдержкой. По примерному плану похода на первый день у нас было запланировано около 30 километров пути, а на второй день мы планировали пройти оставшуюся часть пути, это примерно 15-20 километров, успеть сесть на пригородный поезд и уехать обратно в Земцы, а уже вечером в Москву.



IMG_7195 (700x525, 141Kb)

Чл входной сигнал на станцию Земцы со стороны Жарковского (Ломоносово)



IMG_7201 (700x525, 132Kb)

Первым, что бросилось мне в глаза это литер на входном сигнале со стороны Жарковского. Буква Л напоминает, что входной сигнал с направления от станции Ломоносово, хотя туда линия 50 лет как разобрана....
Ввиду некоторой спешки в нам не удалось осмотреть насыпь в сторону Соблаго и её пересечение с линией Москва-Рига, но по сути по этому участку дороги надо проводить отдельную экспедицию. Возможно это когда либо случится.



IMG_7208 (700x525, 137Kb)

Прямо просека на Соблаго



IMG_7228 (700x525, 224Kb)

IMG_7258 (700x525, 184Kb)

IMG_7249 (525x700, 196Kb)

В некоторых местах вдоль линии идёт небольшая тропинка, у меня даже была идея проехать по ней на велосипеде, но хорошая тропинка идёт не везде и эту идею пришлось отбросить. Любое транспортное средство это всегда повышенное внимание и бдительность, при такой поездке не будет наслаждения от похода, нет возможности насладиться тишиной и уединением. Через некоторое время мы вышли к остановочному пункту 8 километр, здесь расположено несколько жилых домов, есть переезд и грунтовая дорога вдоль линии до 10 километра. Платформа 10 километр, бывший разъезд или просто примыкание на перегоне, были обнаружены остатки второго пути и тупика. Рядом не оборудованный сигнализацией переезд на противоположную сторону дороги и жилой посёлок Мирный. Далее вдоль линии отличная тропинка, впереди мост через реку Туросна и почти десять километров тайги.



IMG_7265 (700x525, 143Kb)

Остановочный пункт 8 километр



IMG_7271 (700x525, 205Kb)

IMG_7278 (700x525, 227Kb)

IMG_7283 (700x525, 189Kb)

Остановочный пункт 10 километр



IMG_7289 (700x525, 197Kb)

IMG_7296 (700x525, 212Kb)

IMG_7300 (700x525, 201Kb)

Мост через реку Туросна



IMG_7319 (345x460, 110Kb) IMG_7316 (345x460, 103Kb)

В конце 19 километра очередной переезд, уже закрытый и без настила. Рядом несколько заброшенных домов, от переезда начинается тропинка к платформе Откос (бывший 20 километр). Перед платформой временный мост, на деревянных опорах и собранный из двух разных пролётных строений. Мы тут подумали, что надо бы заснять поезд на мосту для истории и эту идею мы осуществили летом 2013 года. Рядом с платформой находится несколько заброшенных жилых казарм железнодорожников и домик для инструмента.



IMG_7330 (700x525, 175Kb)

IMG_7331 (700x525, 203Kb)

IMG_7335 (700x525, 199Kb)

IMG_7349 (700x525, 166Kb)

Временный мост через реку Туросна на 20 километре



IMG_3275 (700x468, 151Kb)

Поезд на временном мосту; лето 2013 года



IMG_7353 (700x525, 190Kb)

Остановочный пункт Откос (20 километр)



IMG_7378 (700x525, 194Kb)

Река Туросна делает небольшой крюк и уже третий раз пересекает линию дороги под капитальным низководным железобетонным мостом на 27 километре. Рядом, с левой стороны по ходу от Земцев, видны опоры и насыпь временного моста. Примерно через километр нам попался ещё один временный мост, на деревянных опорах через небольшой ручей.



IMG_7383 (700x525, 193Kb)

IMG_7392 (700x525, 152Kb)

Мост через реку Туросна на 27 километре



IMG_7324 (700x525, 184Kb)

IMG_7396 (700x525, 182Kb)

IMG_7398 (700x525, 190Kb)

IMG_7407 (700x525, 167Kb)

Временный мост



Время шло уже к вечеру и мы начали подумывать о ночлеге. Ночевка планировалась не доходя бывшего разъезда Кащенки. Местность в этом районе очень заболоченная и поиск места ночлега был сильно затруднён, был найден небольшой, сухой клочок земли чуть не доходя бывшего входного сигнала со стороны станции Земцы, кругом были воронки от бомб заполненные водой....



IMG_7414 (700x525, 224Kb)

Воронки от взрывов как эхо минувшей войны



IMG_7417 (700x525, 207Kb)

Место бывшего входного светофора



IMG_7659 (700x525, 178Kb)

Горловина бывшей станции Кащенки со стороны Земцов



IMG_7422 (700x525, 163Kb)

Ранним, воскресным утром мы вышли к бывшей станции Кашенки. Станция представляла собой двухпутный разъезд с тупиком со стороны Жарковского, станционное здание сохранилось. В непосредственной близости от станции расположена жилая деревня, от которой идёт грунтовая дорога на запад и пересекает линию железной дороги южнее станции. Рядом находится озеро Ямлышево из которого вытекает ручей пересекающий железную дорогу под временным мостом.
Примерно через четыре километра мы вышли к очередному временному мосту через ручей, построенный из нескольких металлических балок и деревянных опор. После этого моста полоса леса расступается и линия выходит на просторы огромного болота Пелецкий мох. Далее до самого входного сигнала станции Жарковский одно огромное болото со своими протоками, которые пересекают линию под низководными мостами.



IMG_7421 (700x525, 181Kb)

IMG_7424 (700x525, 151Kb)

Здание бывшей станции Кащенки



IMG_7433 (700x526, 148Kb)

Горловина бывшей станции Кащенки со стороны Жарковского



IMG_7439 (700x525, 213Kb)

IMG_7445 (700x525, 267Kb)

IMG_7451 (525x700, 229Kb)

IMG_7629 (700x525, 227Kb)

IMG_7460 (700x525, 239Kb)

IMG_7465 (700x525, 179Kb)

IMG_7486 (700x525, 176Kb)

Всеволод в экспедиции



IMG_7487 (700x525, 153Kb)

IMG_7495 (700x525, 204Kb)

Протока соединяющая болото Пелецкий Мох



IMG_7503 (700x525, 151Kb)

IMG_7509 (700x525, 155Kb)

Через некоторое время пути мы подошли к входному сигналу станции Жарковский, входной был открыт и горел желтым огнём, маршрут поезду, который уже вышел из Земцев был приготовлен до маршрутного сигнала. Сфотографировав окрестности с мачты светофора мы пошли изучать северную горловину станции. Судя по заросшим остаткам шпал ранее на станции было три пути, в настоящий момент самый левый путь снят, станция оборудована электрической централизацией стрелок и сигналов, а при такой частоте движения поездов можно было и обойтись ручными стрелками, в тех же Земцах и Нелидове используются ручные стрелки при гораздо более интенсивном движении поездов.



IMG_7524 (700x525, 132Kb)

Входной сигнал в Жарковский



IMG_7534 (700x525, 155Kb)

Вид на болото с входного сигнала



IMG_7537 (700x525, 146Kb)

Панорама станции Жарковский



IMG_7546 (700x525, 150Kb)

Последняя стрелка в сторону станции Земцы



IMG_7560 (700x525, 147Kb)

Горловина станции Жарковский в сторону Смоленска



В южной горловине станции расположен переезд и здание дежурного по станции. Пока мы шли по станции маршрутный сигнал открыли на два желтых огня, тем самым приготовив поезду маршрут на боковой путь станции. Один желтый и тем более зелёный сигнал на этом светофоре уже не загорятся ни когда.... Входной сигнал со стороны Смоленска был закрыт и горел красным огнём движение по этой линии прекратилось скорее всего навсегда. В ноябре 2008 года в составе пригородного поезда шли грузовые вагоны, за время стоянки пригородного поезда, локомотив М62-1487 подавал их под погрузку до разъезда Кривая, на котором в то время сохранялись уже недействующие семафоры.
Линия в сторону Смоленска имеет резкий левый поворот и выходит к мосту через реку Межа. Мы решили пройти до моста и сфотографировать его с противоположной стороны реки, на пролётном строении моста остались многочисленные рваные раны войны, судя по трещинам скорее всего одна из опор моста во время войны была разрушена.



IMG_3215 (700x525, 86Kb)

Грузо-пассажирский поезд Земцы-Жарковский; ноябрь 2008г



IMG_7565 (700x525, 128Kb)

Чг входной сигнал со стороны Смоленской ГРЭС



IMG_7569 (700x525, 182Kb)

IMG_7574 (345x460, 56Kb) IMG_7572 (345x460, 47Kb)

Следы войны



IMG_7579 (700x525, 182Kb)

Мост через реку Межа



IMG_3240 (700x525, 170Kb)

Поезд с грузовым составом на перегоне Жарковский-Кривая; ноябрь 2008г



IMG_7580 (700x525, 187Kb)

IMG_7584 (700x525, 158Kb)

Пока мы ходили осматривать мост и окрестности пригородный поезд Земцы-Жарковский уже прибыл на станцию, примерно на 20 минут раньше графика. Пассажиров в обратном направлении почти не было, поезд ждало 3 или 4 человека, сфотографировав недействующий вокзал и путейскую дрезину в тупике, мы стали ждать когда закончатся манёвры и поезд будет подан под посадку.

IMG_7587 (700x525, 174Kb)

Строго по графику самый медленный поезд в России, Жарковский-Земцы отправился в свой путь, пассажиров почти не было кто-то выходил, кто-то садился в общей сложности не более 10 человек в вагоне. Мы же расположившись в заднем тамбуре вагона, открыли торцевую дверь и стали наслаждаться весной на железной дороге. Так пролетело три часа и мы прибыли в Земцы, после чего немного отойдя от станции стали готовить на костре обед плавно переходящий в ужин. Вечером как и планировалось мы сели в пассажирский поезд Великие Луки-Москва.




,
, ,

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
ilance
30 мар, 2015 07:28 (UTC)
Хорошо написал и места красивые.
malianov
30 мар, 2015 11:50 (UTC)
Спасибо!

Описание бомбардировки эшелона на этой линии: http://nik-shumilin.narod.ru/43/r_23.html
obolev
30 мар, 2015 12:08 (UTC)
Саша спасибо, за ссылку прочитал.
tiranozavrrex
30 мар, 2015 13:09 (UTC)
Спасибо, что сфоткали мост. Давно интересовался этими местами.
obolev
30 мар, 2015 13:26 (UTC)
О каком мосте речь? Там их много и мы их все сфотографировали.
Про разные раритетные рельсы и не только с этой линии, у нас была такая шутка, выпиливать для коллекции метровыми кусками (с названиями и марками), но к сожалению это уже статья.....
tiranozavrrex
30 мар, 2015 13:29 (UTC)
Я про тот мост, который за Жарковским в сторону Смоленской области, на котором следы войны остались.
Можно выпиливать, и ставить новые:)
obolev
30 мар, 2015 13:36 (UTC)
Я думал в сети полно фоток этого моста, в любом случае он находится не в труднодоступном месте можно добраться поездом или автобусом из Западной Двины.
tiranozavrrex
30 мар, 2015 13:42 (UTC)
В моих планах стоит посещение моста, и было интересно, как он выглядит, и есть ли смысл посещения.
Фоток не нашёл в сети.
malianov
2 апр, 2015 07:17 (UTC)
Ставить новые, деревянные (чтобы издалека не тащить)
tiranozavrrex
2 апр, 2015 12:13 (UTC)
Тоже вариант. Только сгниёт быстро.
denisss1288
10 дек, 2017 19:38 (UTC)
очень интересно, спасибо!
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow