?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Торжок-Соблаго

Поход по участку Селижарово-Ранцево



В сентябре 2014 года я снова вернулся на легендарную малодеятельную линию Торжок - Соблаго, для того чтобы пройти и подробно изучить участок деревянной дороги от станции Селижарово до станции Кувшиново, насладиться золотой осенью и убегающими в даль лёгкими рельсами уложенными на песчаный балласт.
В летние месяцы мне несколько раз доводилось бывать на некоторых участках этой линии, так на июньские праздники мы с друзьями ездили на машине в сторону Селигера и озера Волго, по дороге туда мы заехали к мосту через реку Волга у станции Скакулино на ночевку, нашли отличное место под кронами высоких берез у кромки воды великой русской реки. На обратном пути мы заехали на станции Кувшиново, Пузаково, Щербово и осмотрели результат зимней реконструкции и перекладки пути на щебёночный балласт. Затем в июле 2014г мы с супругой немного катали на велосипедах по окрестностям Селижарова и также две ночи ночевали на берегу Волги, в один день совершили небольшую велопрогулку вдоль железной дороги от Скакулино до Селижарова.



IMG_8052 (700x525, 214Kb)

IMG_6928 (700x525, 200Kb)

Входной семафор на станцию Селижарово со стороны Скакулино. Июль 2014г



IMG_6945 (700x525, 192Kb)

Станция Селижарово в сторону Скакулино. Июль 2014г



IMG_6947 (700x525, 197Kb)

Станция Селижарово в сторону Ранцево. Июль 2014г.



IMG_6953 (700x525, 228Kb)

За прошедшие 12 лет с моего первого похода от Селижарова до Ранцево многое на линии изменилось, в пути почти не осталось участков из лёгких рельсов Р43, совсем не осталось фартучных накладок, появились кодированные участки пути на приближении к переездам, в пути много новых деревянных шпал, уже не встречаются путейцы едущие на съёмных дрезинах пионерках, местами вдоль линии расчищена широкая полоса отвода, а раньше ветки деревьев почти касались вагонов. Но время течёт всё меняется и надо это воспринимать как должное, самое главное дорога работает, пока ни одна станция не закрыта, поезда ходят и их встречают прожекторные светофоры, входные семафоры и ручные стрелки.
По состоянию на лето и осень 2014г: станция Скакулино используется как разъезд, имеется накат по обоим путям, в ночное время семафоры имеют подсветку, а стрелочные флюгарки не освещаются, дежурного не видели. На станции Селижарово ведётся круглосуточное дежурство ДСП и стрелочника, ведётся активная погрузка леса на 4 или 5 погрузочных площадках, семафоры в ночное время имеют подсветку. Ранцево используется как разъезд, накат по обоим путям, примыкание на 76 километре не эксплуатируется. Ночью дежурство не ведётся, поезд до Торжка шел по путевой записке от Селижарова, семафоры и стрелки не освещаются. На станции Кувшиново в ночь дежурного не было поезд шел по путевой записке от Торжка до Селижарова, на станции ведётся погрузка леса, используется несколько подъездных путей.



IMG_7664 (700x525, 162Kb)

Входной семафор со стороны станции Ранцево



IMG_7672 (700x525, 306Kb)

Как и в прошлый поход 2009 года приезжаю в Селижарово в сидячем вагоне пассажирского поезда Москва-Осташков. Из Москвы заняты все места, первые места уже освобождаются в Лихославле, затем большая высадка в Торжке и Кувшинове, дальше бывшего разъезда Брылёво со мной в сидячем вагоне едет всего один пассажир. В Селижарово прибываем около двух часов ночи, вместе со мной из других вагонов поезда выходит ещё несколько человек. На платформе поезд встречает дежурный по станции и люди встречающие других пассажиров, буквально через несколько минут после прохода поезда станция пустеет, над станцией и посёлком воцаряется ночная тишина, изредка нарушаемая лишь лаем собак. Иду в темноту, вдоль путей по натоптанной тропинке к входному семафору со стороны Ранцево и там уже в примеченном месте располагаюсь на ночевку, чтобы уже с утра начать свой поход по железной дороге.
Проснулся не очень поздно, немного замёрзли ноги даже в шерстяных носках, оперативно перекусив бутербродами и горячим кофе начинаю свой поход по шпалам, вдоль линии почти никто не ходит явной тропинки нет, иду непосредственно по шпалам. Отдыхаю душой, наслаждаюсь деревянной дорогой, золотой осенью и тверской тайгой, лишний раз убеждаюсь что за 200-250 километров от МКАД жизни почти нет....



IMG_7675 (700x525, 200Kb)

Остановочный пункт 108 км



По пути фотографирую прожекторный предупредительный светофор к семафору, вспоминаю детство прожекторные светофоры на станции Горенки, на участке Москва Бутырская-Бескудниково и иду дальше. Чуть дальше переезда находится остановочный пункт 108 километр, к нему вдоль пути идёт небольшая тропинка, около платформы запертый путейский домик.
Примерно ещё через пару тройку километров я выхожу к бывшему двухпутному разъезду Славотино, на котором не осталось никаких строений. В пределах бывшего разъезда в путь уложены рельсы Р-43, длина участка примерно километр. На бывшем втором пути местами лежит рельсошпальная решетка на железобетонных шпалах с рельсами Р-50, никакого жилья рядом нет.
Вдали слышен шум бензопил, по мере моего продвижения шум усиливается, через некоторое время вижу бригаду рабочих, которые выпиливают и расчищают от деревьев полосу отвода под проводами связи. Далее выхожу к очередному переезду у которого стоит машина на которой приехали рабочие, после небольшой кривой расположен остановочный пункт 100 километр. Около остановочного пункта ранее располагалась путевая казарма, от которой остались только фундаменты строений и яблони усыпанные яблоками, а также полуразрушенный путейский домик. Не так далеко от платформы находится жилая деревня, возможно кто приезжает и уезжает на поезде. Немного посидев на лавочке и перекусив свежими яблоками продолжаю свой путь.



IMG_7694 (700x525, 246Kb)

Переход на рельсы Р-43 в пределах бывшего разъезда Славотино



IMG_7700 (700x525, 291Kb)

Бывший разъезд Славотино



IMG_7705 (700x525, 307Kb)

Бывший разъезд Славотино, ручка привода семафора



IMG_7709 (700x525, 207Kb)

IMG_7720 (700x525, 272Kb)

Путейский домик у остановочного пункта 100 км



IMG_7721 (700x525, 242Kb)

Остановочный пункт 100 км



IMG_7724 (700x525, 226Kb)

Пройдя примерно пять километров по живописному прямому участку пути, я выхожу к бывшему трёхпутному разъезду Красицы. Ещё летом 2001 года на нём лежало два боковых пути, стояли входные семафоры, было законсервированное станционное здание, сейчас же пути уже сняты и заросли, здание почти разграблено. В окрестностях станции небольшой жилой посёлок, большая часть жилых домов заброшена, но есть и ухоженные дома с теплицами и спутниковыми антеннами. Здесь нет автодорог и железная дорога единственный транспорт для связи с внешним миром. Пройдя станционное здание станции обнаруживаю путейский домик и рядом пустой гараж для съёмных дрезин пионерок. Каждый раз бывая на этой железной дороге не перестаю задавать себе вопрос: зачем строить разъезды через каждые 5 километров, на тупиковой по сути линии и когда либо все они использовались? И какое должно быть движение поездов и пока на эти вопросы ответа нет.



IMG_7734 (700x525, 261Kb)

Бывшая станция Красицы со стороны Селижарово



IMG_7744 (700x525, 289Kb)

IMG_7749 (345x460, 103Kb) IMG_7747 (345x460, 87Kb)

IMG_7753 (700x525, 103Kb)

IMG_7758 (700x525, 268Kb)

Здание станции Красицы



IMG_7746 (700x525, 206Kb)

IMG_7765 (700x525, 286Kb)

Бывшая станция Красицы со стороны Ранцево



IMG_7770 (700x525, 229Kb)

IMG_7772 (700x525, 227Kb)

Остановочный пункт 90 км



IMG_7779 (700x525, 209Kb)

После очередного остановочного пункта 90 километр, расположенного у заросшего переезда, я выхожу к временному мосту через реку Ворчала. В окрестностях моста уже поработали копатели, на бетонном устое лежат остатки боеприпасов времён войны. На железнодорожной линии Торжок-Соблаго два временных моста с металлическими пролётными строениями и деревянными опорами этот и на подходах к станции Соблаго, также есть несколько аналогичных мостов на линии Земцы-Жарковкий, где ходит самый медленный поезд РЖД. Который графиком 2014 года проходит расстояние в 47 километров за 3 часа с минутами, но это совсем другая история.



IMG_7784 (700x525, 237Kb)

Эхо минувшей войны у временного моста



IMG_7787 (345x460, 109Kb) IMG_7795 (345x460, 102Kb)

IMG_7794 (700x525, 220Kb)

Временный мост через реку Ворчала



IMG_7801 (700x525, 228Kb)

Вечереет пора подумать о ночлеге, решаю остановиться на ночёвку также как и 2001 году около бывшего двухпутного разъезда Новосёлки. В окрестностях разъезда нет никакого жилья, здесь уже несколько лет не останавливаются пригородные поезда Торжок-Осташков и затем Кувшиново-Осташков, но раз в неделю здесь среди ночи у одинокого фонаря имеет минутную остановку Москва-Осташков. На бывшем разъезде сохранился фрагмент паровозной гидроколонки и разрушенная водонапорная башня, а также две братские могилы скончавшихся от ран в санитарном поезде.
Немного пришлось поискать место для ночлега, везде кочки и бурьян, но в результате мной было найдено ровное место для палатки под кроной огромной ели, а рядом нашлось место с готовым костровищем и запасом дров. После сытного ужина и чая приготовленного на костре, я устроил небольшую вечернюю фотосессию у одинокого фонаря среди тверской тайги.



IMG_7806 (700x525, 268Kb)

Разъезд Новосёлки со стороны Селижарово



IMG_7809 (700x525, 209Kb)

IMG_7811 (700x525, 252Kb)

IMG_7816 (700x525, 250Kb)

Руины водонапорной башни



IMG_7812 (700x525, 253Kb)

IMG_7813 (700x525, 242Kb)

Братская могила на разъезде



IMG_7843 (700x525, 72Kb)

Поздний вечер на бывшем разъезде Новосёлки



IMG_7849 (700x525, 217Kb)

Разъезд Новосёлки со стороны Ранцево



IMG_7854 (525x700, 231Kb)

Ночью был не большой мороз, утро меня встретило ярким солнцем и инеем на упавших листьях и траве. В такое утро ой как не хочется вылезать из тёплого спальника, но продолжать начатое дело надо. Попив кофе в палатке, быстро собираюсь и двигаю дальше в путь. Солнце ещё низко, от деревьев растущих в полосе отвода идут большие тени, почти ничего не фотографирую, остановился только в одном месте сделал несколько снимков осенних листьев освещённых солнцем и пошел дальше. Дошел до бывшего разъезда Брылёво, в горловине станции со стороны Селижарова переход на рельсы Р-43, здания станции не сохранилось, в пределах станции не оборудованный сигнализацией переезд, сюда есть автодорога из посёлка Сокольники. Я ранее думал, что такие переезды остались лишь дальше станции Селижарово, рядом жилой пристанционный посёлок. В какой-то момент стал слышен звук приближающегося поезда, пришлось в срочном порядке искать место для съёмки, нашел небольшую поляну с руинами зданий, поезд оказался очень маленьким всего тепловоз и один крытый вагон.



IMG_7857 (700x525, 247Kb)

Горловина бывшей станции Брылёво со стороны Селижарова



IMG_7865 (700x525, 162Kb)

Переезд в Брылёво



IMG_7866 (700x525, 183Kb)

Бывшая станция Брылёво



IMG_7871 (700x525, 251Kb)

Горловина бывшей станции Брылёво со стороны Ранцево



IMG_7876 (700x525, 197Kb)

Грузовой поезд из Селижарово



IMG_7881 (700x525, 211Kb)

IMG_7882 (700x525, 270Kb)

Переход на рельсы Р-50 и затем на Р-65



IMG_7890 (700x525, 199Kb)

На подходах к посёлку Сокольники линия имеет несколько кривых участков пути, правый поворот сменяется левым и затем снова правым, возможно из-за сильного износа рельсов, рельсы переходят сначала на Р-50 и сразу на Р-65 в пределах 50 метров и только уже ближе к 76 километру опять на Р-50. Сам посёлок жилой, много домов, в нём располагается остановочный пункт 76 километра и стрелка на примыкание, наката на подъездном в настоящий момент нет, возможно лес вывозится автотранспортом или предприятие вообще уже ликвидировалось. Странно, что платформа и стрелка примыкания не имеют освещения, за то от платформы к автодороге через лес идет деревянный тротуар, правда уже с небольшими дырами из прогнивших досок. Посидел на лавочке у платформы перекусил яблоком с платформы 100 километр и пошел дальше.



IMG_7897 (700x525, 207Kb)

IMG_7905 (700x525, 242Kb)

IMG_7909 (700x525, 232Kb)

Примыкание к линии на 76 километре



IMG_7914 (525x700, 265Kb)

Деревянный тротуар в лес от платформы 76 километр



IMG_7918 (700x525, 227Kb)

На 75 километре снова переход с Р-50 на рельсы Р-43 причём с подкладками 1941г возможно американскими, поставленными по ленд-лизу, рельсы Р-50 начались только напротив здания вокзала в Ранцево. Впереди длинная прямая и уже виден предупредительный прожекторный светофор станции Ранцево, к сожалению он оказался не горящим. Меня не горящий сигнал немного напряг, я подумал вдруг станцию закрыли, но сигнал оказался не закрещен и основной сигнал семафор не закрещен, на станции накат наблюдался по обоим путям, но здание ДСП было на замке и никого не было. Правда я нашел предупреждение на поезд выданный Торжком и там было написано, что от Торжка до станции Селижарова следовать по телефонным средствам связи и блокировка не работает.



IMG_7920 (700x525, 207Kb)

IMG_7923 (700x525, 204Kb)

IMG_7927 (700x525, 175Kb)

Входной семафор на станцию Ранцево со стороны Селижарово



IMG_7931 (700x525, 222Kb)

IMG_7936 (700x525, 219Kb)

IMG_7942 (700x525, 189Kb)

IMG_7944 (700x525, 187Kb)

Станция Ранцево



IMG_7945 (700x525, 210Kb)

IMG_7950 (700x525, 218Kb)

В Ранцево особо останавливаться не стал, уже много раз был здесь, а участок до Кувшиново не проходил никогда и мне по плану предстояло вернуться вечером чтобы около полуночи здесь сесть в поезд до Москвы. Прошел, сделал несколько фотографий, ничего в общем не изменилось на станции так же было и при поездках 2001 года, 2002 года и более поздних. По сути здесь в Ранцево заканчивается тайга, дальше в сторону Кувшинова нет такой глуши, нет диких мест. Дальше вдоль линии идёт небольшая тропинка, люди ходят в лес за грибами и ягодами, перед входом в лес линия пересекает ручей по каменному мостику, у этого мостика стоит предупредительный прожекторный светофор со стороны Кувшиново.



IMG_7952 (700x525, 138Kb)

IMG_7955 (700x525, 187Kb)

IMG_7956 (700x525, 221Kb)

Стрелочный пост со стороны Кувшиново



IMG_7960 (525x700, 150Kb)

Входной семафор на станцию Ранцево со стороны Кувшиново



IMG_7971 (700x525, 193Kb)

IMG_7983 (700x525, 207Kb)

IMG_7984 (700x525, 279Kb)

IMG_8003 (700x525, 204Kb)

На перегоне Ранцево-Кувшино путь из рельсов Р-50 сменяется рельсами Р-43 и наоборот и так несколько участков пути. На подходе к переезду, я услышал звук приближающегося поезда это оказался грузовой со стороны Кувшиново, поезд пропылил переездной пылью и скрылся за поворотом. Кстати я только в этот поход приметил, что закодировали участки приближения к переездам, как это работает пока не разобрался. Читал в разных источниках, что после крушения на станции Подсосенка в 1992 году в рамках модернизации линий с полуавтоматической блокировкой начали делать кодирование участков приближения к станциям.



IMG_8009 (700x525, 178Kb)

Грузовой поезд из Кувшиново



IMG_8014 (700x525, 183Kb)

Пересечение с автодорогой Ранцево-Кувшиново



IMG_8031 (700x525, 243Kb)

IMG_8040 (700x525, 199Kb)

Пройдя несколько километров по длинному и прямому участку пути, я начинаю понимать, что моя идея дойти до станции Кувшиново и вернуться в Ранцево к вечернему поезду по сути лишена смысла. Нет смысла идти с рюкзаком 14 километров в одну сторону и потом ещё столько же в обратную, а садиться в поезд в Кувшиново не очень хотелось из-за того, что пришлось бы сидеть на привокзальной площади или болтаться по полутёмному городу около 4 часов до отправления поезда. И то, что Ранцево поезд проходит на 25 минут раньше станции Кувшиново тоже имело свои доводы, поэтому решаю пройти ещё несколько километров и разворачиваться назад. По факту я дошел до километрового знака 62/63 и развернулся в обратный путь, решил в другой раз осмотреть подходы к станции Кувшиново со стороны Ранцево, а саму станцию я уже осмотрел в июне 2014 года при возвращении на машине с Селигера.



IMG_8043 (700x525, 162Kb)

IMG_8045 (700x525, 300Kb)

IMG_8063 (700x525, 219Kb)

В середине июня, мне на машине довелось возвращаться с небольшой экспедиции вокруг Селигера, обратный наш путь пролегал через Кувшиново, Торжок, Тверь. Время было не позднее и мы не могли не заехать к станции Кувшиново. Станция встретила нас полным отсутствием вагонов и вообще какого либо персонала, на станционном здании висел навесной замок. Пройдя по станции от выходных сигналов в сторону Ранцево до первой стрелки со стороны Торжка и вдоволь пофотографировав железную дорогу мы поехали дальше с заездами к бывшим станциям Пузаково, Бакунино, Щербово. Целью наших заездов было фотографирование линии после перекладки на щебёночный балласт зимой 2013-2014гг. А осенью 2013 года мне довелось пройти участок Торжок-Южный Пузаково и зафотодокументировать деревянную дорогу в полной своей красе.



IMG_6792 (700x466, 193Kb)

Станция Кувшиново, путь в сторону Ранцево. Июнь 2014г



IMG_6794 (700x525, 236Kb)

IMG_6797 (700x525, 193Kb)

IMG_6787 (700x525, 137Kb)

Здание станции Кувшиново. Июнь 2014г



IMG_6801 (525x700, 177Kb)

IMG_6820 (700x525, 230Kb)

Стрелочный пост на станции Кувшиново. Июнь 2014г



IMG_6818 (700x525, 174Kb)

IMG_6802 (700x525, 184Kb)

IMG_6807 (700x525, 145Kb)

Станция Кувшиново, первая стрелка со стороны Торжка. Июнь 2014г



,
, ,

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
myzd_ru
15 дек, 2014 10:43 (UTC)
Обалденно! Побывать бы - проникнуться!
kirillfedorov4
16 дек, 2014 15:30 (UTC)
Отличная прогулка. Особенно удивил "временный мост" - не знал. Но ещё больше впечатлений - когда проедешь здесь в поезде Осташков - Кувшиново. Что я и сделал чуть больше месяца назад.
Корней Корнеев
24 окт, 2015 08:44 (UTC)
Ст. Ранцево.
В Июле 2014г. Был в Ранцево, по мимо основных артефактов, меня сильно интересовали маркировки на рельсах, я нашел даже до революционные. Фотографии выкладывал в яндексе, если интересно смотрите, вот ссылка https://fotki.yandex.ru/users/cor-corneev/album/219131/
obolev
2 ноя, 2015 08:37 (UTC)
Re: Ст. Ранцево.
Посмотрел Ваши фотографии, очень душевно))). Спасибо!
user85071
7 мар, 2016 10:51 (UTC)
Как зачем так много развязок? Был большой грузооборот. Сотни людей проживало на станциях. В поездах не сесть было, ездили стоя в проходе))) в начале 90х. В брылёво было на станции 3 пути , а еще раньше при советах и кран, разгрузка погрузка вагонов
obolev
7 мар, 2016 19:42 (UTC)
В смысле развязок? Наверно разъездов, ну сложно сказать; пассажирских поездов всегда немного было, а грузовых, бог их знает. Скорее всего многие разъезды просто содержались из стратегических целей.
Насчет пассажиропотока, да в 90-е был дачный бум и все пригородные поезда заполнялись, потом цены на билеты поползли вверх, а на машины вниз и в настоящее время пассажиропоток пригородных поездов (кроме Подмосковья) практически нулевой.
Застал как-то в мае 1993 или 1994 года, на станции Савёлово к пригородному поезду прицепляли крытые грузовые и народ садился в них, многие ехали на свои дальние дачи.
user85071
7 мар, 2016 11:08 (UTC)
Застал в начале 90х вагоны на станции Брылёво. Крана уже не было, по рассказам родителей при советах им велась погрузка леса. К концу 90х разобрали здание станции, боковые пути (((
idemidov
7 мар, 2016 21:35 (UTC)
Между Торжком и Кувшиново ещё есть пассажирское движение? Везде выдает только от Соблаго до Кувшиново 2 раза в неделю.
obolev
7 мар, 2016 21:40 (UTC)
Да, всё верно ходит пригородный поезд Осташков-Кувшиново, два раза в неделю.
idemidov
8 мар, 2016 19:26 (UTC)
А летом между Торжком и Кувшиново грузопассажирский будет?
obolev
8 мар, 2016 21:39 (UTC)
Грузопассажирских поездов на этой линии не бывает уже лет 7. Сейчас к пригородным поездам не цепляют даже беспересадочные вагоны т.к. они принадлежат разным компаниям (ФПК и МТПК например) и нет прозрачности разделения прибыли/убытков от перевозок.
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow