?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Торжок-Соблаго

Поход по участку Торжок-Южный Пузаково


Прошло уже 20 лет с моего первого знакомства с линией Торжок-Соблаго. Летом уже далёкого 1994 года мне удалось проехать в кабине тепловоза М62 и осмотреть линию от Торжка до Селижарово, немного погулять в окрестностях Селижарова и вернуться в этот же день в Торжок на тепловозе.
Уникальный рельсовый путь из лёгких рельсов, лежащих на песчаном балласте, путейцы передвигающиеся на съёмных дрезинах пионерках, семафоры встречающие поезд на станциях Ранцево и Селижарово, множество законсервированных разъездов и маленький грузопассажирский поезд из двух вагонов, так меня встретила дорога в 1994 году.


IMG_5025 (700x525, 313Kb)

В последующие годы мне неоднократно приходилось бывать на отдельных станциях линии, по дороге на Селигер, так же было несколько специальных поездок посвященных железной дороге. Осенью 2001 года совместно с Олегом, Алимом и Петей была организована поездка на автомобиле с целью осмотра семафоров на станциях Ранцево, Селижрово и Скакулино. Затем летом 2002 года совместно с Всеволодом был совершен первый поход по изучению малодеятельных участков Октябрьской железной дороги, мы тогда прошли от станции Скакулино, через Селижарово до Ранцево, после чего по узкоколейке до Кувшиново. В мае 2009 года совместно с Всеволодом и двумя девушками мы прошли от станции Селижарово до станции Соблаго.
В начале октября 2013 года стало известно о скором закрытии на реконструкцию участка Торжок-Южный Кувшиново, больше откладывать поход было не куда. Совместно с супругой было решено ограничиться походом выходного дня и пройти по возможности участок подлежащий реконструкции.



IMG_5003 (700x525, 270Kb)

Вдали входной сигнал станции Торжок-Южный



IMG_5005 (700x525, 369Kb)

IMG_5017 (700x525, 257Kb)

Предупредительный светофор станции Торжок-Южный



IMG_5022 (700x525, 227Kb)

Высадив супругу на переезде и отогнав машину в Торжок, быстрым шагом возвращаюсь к переезду, от города идти около четырех километров. На легке идти хорошо, иногда меня обгоняют машины, пытаюсь стопить, но никто не останавливается ну и ладно скоро дойду.... Супруга, пока меня ждала немного пофотографировала цветы на линии и сходила до меленького мостика у входного станции Торжок-Южный. Выхожу на переезд, рюкзаки в сборе, всё готово к небольшому походу. После переезда вдоль линии идёт хорошая тропинка, которая сворачивает в деревню Костешино, на ней встречаем двух женщин на велосипедах.
Далее идём непосредственно по линии, через некоторое расстояние выходим к бывшему двухпутному разъезду Скрипково. В этот момент раздаётся свисток тепловоза из Торжка показывается грузовой поезд с тепловозом М62 и семью вагонами. От станции Скрипково ничего не осталось, путейский домик с названием и песчаная платформа, в виду отсутствия рядом жилья здесь никакие поезда последние годы не останавливаются. На втором, разобранном пути лежит несколько звеньев на железобетонных шпалах.
Очень интересная особенность данной линии, на всех законсервированных станциях лежат новые стрелочные брусья под возможную установку стрелок и рядом стоит железобетонный ящик с путевыми болтами, подкладками, костылями и прочим инвентарём. Выходит все разъезды были реально законсервированы с возможностью быстрейшего восстановления. Зачем по сути на тупиковой линии столько разъездов? Линия с легкими типами рельсов и временными мостами на деревянных опорах, по которой нет возможности пропуска БЖРК и даже 8-ми осных цистерн.



IMG_5037 (700x525, 297Kb)

Грузовой из Торжка



IMG_5044 (700x525, 307Kb)

IMG_5048 (700x511, 251Kb)

IMG_5053 (700x525, 296Kb)

Бывший разъезд Скрипково



IMG_5063 (700x525, 364Kb)

Горловина станции со стороны Кувшиново



IMG_5068 (700x525, 262Kb)

Путепровод автодороги А-111 Торжок-Осташков



IMG_5072 (700x525, 313Kb)

IMG_5075 (700x525, 348Kb)

Пять минут на отдых и дальше в путь



IMG_5079 (700x533, 324Kb)

Малый мост через реку Трясёнка



IMG_5088 (345x460, 165Kb) IMG_5091 (345x460, 143Kb)

Опора линии связи 1939 года



После нескольких красивых крывых и малого железобетонного мостика через реку Трясёнка, линия выводит нас к бывшей станции Трясёнка. Ранее на станции располагалось три пути, на боковых путях валяются остатки рельсошпальной решетки на железобетонных шпалах. На краю поля в непосредственной близости от станции имеется водоёмное здание, из строений сохранился лишь путевой сарай с инструментом. Ввиду отсутствия рядом жилья в последние годы здесь поезда не останавливаются. Гидроколонки для заправки паровозов водой уже демонтированы, на их месте остались только заложенные шпалами ямы. В пределах станции располагается ещё один железобетонный мост через реку Трясёнка. После станции линия идёт на подъём и поворачивает вправо. От моста через реку Райчона открывается замечательный вид на водонапорную башню утопающую в осенней листве.



IMG_5102 (700x525, 251Kb)

IMG_5107 (700x525, 227Kb)

Бывшая станция Трясёнка



IMG_5111 (700x525, 185Kb)

IMG_5133 (700x525, 254Kb)

IMG_5143 (700x525, 293Kb)

Мост через реку Райчона



IMG_6865 (700x525, 267Kb)

Линия после реконструкции июнь 2014г



IMG_5157 (700x525, 345Kb)

Пригородный поезд Осташков-Торжок



IMG_5163 (700x525, 254Kb)

В районе 17.30 часов, навстречу нам прошел пригородный поезд из Осташкова, один вагон под тепловозом Тэп-70, когда-то он ходил с М-62 или ТЭМ-2 депо Осташков. Начинает темнеть, решаем встать на ночёвку не доходя станции Щербово, находим ровное место в лесополосе ставим палатку, разводим небольшой костёр и наслаждаемся замечательной осенней погодой. Ночью на улице был небольшой заморозок, утром вся трава, шпалы, рельсы были покрыты слоем белого инея. Немного пофотографировав эту красоту, блестящую на солнце, отправляемся дальше в путь. Впереди бывшая станция Щербово, ранее была трехпутной, на станции остались остатки фундаментов светофоров, релейные шкафы. Есть капитальное каменное здание вокзала с мемориальной доской о погибших во время войны железнодорожниках, также есть несколько жилых домов и заколоченный магазин.
Далее до моста через реку Осуга вдоль линии идёт хорошая тропинка, видны следы велосипедов и мотоциклов. У моста есть костровище и лавочка, по обоим сторонам располагаются жилые деревни и сюда ходят вероятно отдыхать. Останавливаемся у моста на небольшой перекус, от воды тянет прохладой, немного замёрзнув продолжаем дальше путь. Через некоторое время нам попадается навстречу рыбак с удочкой, а ещё через некоторое время мы выходим к маленькому мостику через реку Каменка.



IMG_5189 (700x525, 319Kb)

IMG_5195 (700x525, 324Kb)

Утренний иней на шпалах....



IMG_5196 (700x525, 324Kb)

Щербово, стрелочный пост со стороны Торжка



IMG_5202 (700x525, 356Kb)

IMG_5207 (700x525, 275Kb)

IMG_5210 (700x525, 407Kb)

IMG_6854 (700x525, 349Kb)

Путь после реконструкции, июнь 2014г



IMG_5216 (700x525, 316Kb)

Щербово, стрелочный пост со стороны Кувшиново



IMG_5225 (700x525, 279Kb)

IMG_5231 (700x525, 290Kb)

IMG_5238 (700x525, 291Kb)

Река Осуга



IMG_5240 (700x525, 310Kb)

IMG_5242 (700x525, 332Kb)

Река Каменка



IMG_5254 (700x525, 308Kb)

В разгар солнечного, осеннего дня мы вышли к бывшему двухпутному разъезду Бакунино. На разъезде сохранилась часть бывшего вокзала с вывеской, в настоящее время используется как путейский домик. Здесь останавливаются все проходящие поезда, хотя и жилья рядом нет, есть определенный пассажиропоток что видно по натоптанной тропинке. Немного посидев на лавочке у вокзала и посмотрев карту, продолжаем свой путь дальше.
После Бакунино линия идёт по диким местам, то тут то там на песчаном балласте видны следы кабанов, в один прекрасный момент замечаем несколько больших медвежьих следов вдоль пути, вот это да настоящая тайга.....в Тверской области.
На сороковом километре наконец начинается участок пути из рельсов Р43, я уже подумал за прошедшие годы их все сняли, но нет рельсы Р-43 1946 по 1955 годов проката лежат вплоть до Пузаково, с некоторым разбавлением в кривых рельсами Р-50.
Впереди показывается очередной путепровод на шоссе Торжок-Осташков, а перед ним заросшая платформа, на которой не останавливаются поезда.



IMG_6846 (700x525, 292Kb)

Переезд в Бакунино



IMG_6841 (700x525, 301Kb)

Бывший разъезд Бакунино, июнь 2014г



IMG_5259 (700x525, 305Kb)

IMG_5269 (700x525, 390Kb)

Разъезд Бакунино со стороны Кувшиново



IMG_5271 (525x700, 391Kb)

Медвежьи следы



IMG_5275 (700x525, 387Kb)

40-й километр линии от Торжка переход на лёгкие рельсы



IMG_5276 (700x525, 266Kb)

IMG_5279 (700x525, 349Kb)

IMG_5281 (700x525, 367Kb)

IMG_5286 (700x525, 317Kb)

IMG_5289 (700x525, 322Kb)

Заросший остановочный пункт



IMG_5295 (700x525, 335Kb)

IMG_5300 (700x525, 286Kb)

Стрелочная горловина разъезда Пузаково со стороны Торжка



IMG_5302 (700x525, 370Kb)

За полчаса до пригородного поезда на Торжок мы доходим до бывшего разъезда Пузаково. Разъезд ранее был двухпутным, со стороны Торжка имеется переезд в заброшенный, как написано в карте пионерлагерь. Здания станции не сохранилось, осталась заброшенная казарма и жилой дом охраны лагеря, другого жилья рядом нет, но здесь останавливаются все проходящие пассажирские поезда.
Можно было бы идти и дальше в Кувшино, для осмотра последнего перегона, но потом как выбираться в Торжок? Решаем не испытывать судьбу, а ехать сразу пригородным поездом. У меня всё же была надежда на сохранение деревянной дороги....., но к сожалению она не оправдалась в результате реконструкции линии в 2014 году, железобетон и щебёночный балласт дошли до первой стрелки станции Кувшиново.



IMG_5307 (700x525, 352Kb)

Бывший разъезд Пузаково



IMG_5325 (700x485, 270Kb)

Вечереет, прибывает пригородный поезд Осташков-Торжок



IMG_6826 (700x525, 275Kb)

Разъезд Пузаково после реконструкции



PS. В июне 2014 года мы ездили отдыхать в сторону Осташкова и конечно я не мог не заехать и не посмотреть, что стало с железной дорогой, в отчет я добавил несколько фотографий с июньской поездки.
Летом 2014 года я планирую пройти участок Селижарово-Кувшиново и повторить поход 2002 года, но без захода на Ранцевскую узкоколейку ввиду её полного уничтожения. Осенью 2014 года как и планировалось был совершен пеший двухдневный поход по линии от станции Селижарово в сторону станции Кувшиново.


,
, ,

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
dennism
2 июл, 2014 11:54 (UTC)
Замечательный рассказ! Соседство с медведями не беспокоило?
obolev
2 июл, 2014 12:35 (UTC)
После Сахалина меня следами медведей не напугать. Там несколько раз в день приходилось видеть следы или помёт. В любом случае осенью они сыты.
tiranozavrrex
7 авг, 2014 19:38 (UTC)
Красивый рассказ, мне понравилось.

Добавил в друзья.
obolev
7 авг, 2014 20:49 (UTC)
Осенью планирую пройти от Селижарова до Кувшиново. Пока ищу попутчиков.
tiranozavrrex
8 авг, 2014 14:54 (UTC)
Хотя, конечно, мне идея похода нравиться.

Я как-нибудь думаю посетить станцию Идрица Рижского хода, и посмотреть на остатки ЖД Псков - Полоцк, там около станции мост остался.
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow